Логопатолог

Развитие речевых навыков,5—8-й месяцы в жизни ребенка

В начале данного периода, к 5-6-му месяцу гуление сменяется у детей лепетом. Разница заключается в том, что ребенок становится способным произносить звуки, напоминающие слог. Они состоят из звуков типа гласного и согласного: дя-дя-дя-дя, тя-тя-тя-тя, айяйяй- айяйяй и т. п. В 7-8 месяцев лепечущий ребенок предпринимает попытки имитировать речь взрослых. В силу ограниченных возможностей речевого аппарата и недостаточной зрелости мозговых центров, ответственных за развитие речи, ребенок может подражать лишь интонации речи взрослых.

Примерно в этот же период младенец начинает использовать некоторые жесты и мимику для общения. Например, он может использовать указательный жест для того, что привлечь внимание взрослого к чему-то, заинтересовавшему его, или желая получить это. Улыбка, взгляд в глаза взрослого служат побуждением к общению. Отворачиваясь или зажмуривая глаза, младенец демонстрирует нежелание участвовать в чем-то, предлагаемом ему взрослым. У некоторых детей уже в это время появляются жесты типа «пока-пока», отрицательный жест «нет» головкой.
На этой же стадии развития малыш уже может понимать отдельные слова или словосочетания. Понимает он их только в привычных ситуациях, «читая» жесты и мимику взрослого. По вашей просьбе он может выполнить, если захочет, некоторые ваши простые просьбы: дай ручку, открой ротик (во время кормления), иди ко мне.

Однако некоторые дети не только не пытаются подражать, но вообще постепенно перестают лепетать. Чаще всего причины этого — нарушения слуха (тугоухость или глухота) или сенсорная алалия. В последнем случае ребенок может слышать речь, но совершенно не понимает ее. Звуки речи такими детьми воспринимаются как бессмысленный шум. Раннее выявление и специальное обучение позволяют даже у таких детей выработать способность понимать речь и пользоваться ею для общения. Редкой, но весьма тяжелой причиной нарушения понимания речи в этом возрасте является такое психическое расстройство, как ранний детский аутизм. При этом ребенок избегает любых форм общения с близкими, предпочитает не смотреть в лицо говорящего с ним человека. Игры таких детей носят странный, необычный и стереотипный характер.

После 8-9-го месяца жизни ребенок параллельно с ростом понимания смысла и значения всего, что его окружает, событий, которые происходят с ним или рядом с ним, начинает все более полно понимать значения речевых высказываний взрослых. Проявляется это в том, что он становится способным совершать действия, соответствующие просьбам или указаниям взрослых («Дай куклу!», «Возьми ложечку», «Покажи, где мама?» и т. п.). Таким образом развитие способности к пониманию речи, то есть так называемой «пассивной речи», начинается на 3-5 месяцев раньше, чем ребенок произнесет свои первые слова. Несмотря на столь раннее начало, развитие и совершенствование умения понимать речь собеседника занимает весьма продолжительный период, выходящий за пределы дошкольного возраста.

Close