Логопатолог

Развитие повествовательной речи

В процессе беседы высказываниям ребенка второго-четвертого года жизни обычно свойственны неполнота и фрагментарность. Для формирования у ребенка более полных и понятных высказываний взрослый должен уметь терпеливо и последовательно задавать встречные наводящие вопросы, помогающие ребенку излагать свои мысли последовательно и более распространенно. Некоторым может показаться более легким путем задание ребенку эталонов, образцов правильного описания, например, картинки или ситуации. Однако, делая это прямолинейно («Вот, слушай, как надо!»), мы в определенной мере подавляем собственное речевое творчество ребенка, а с другой стороны, фиксируем его внимание на его речевой некомпетентности. Это подталкивает ребенка на репродуктивный, подражательный путь усвоения языка, сводящийся к воспроизведению чужих речевых оборотов и речевых клише. Это не означает, конечно, что не следует исправлять речевые ошибки ребенка. Однако делать это надо деликатно и тактично, не ущемляя собственного достоинства ребенка, которое появляется очень рано, хотя не все взрослые подозревают об этом.

В этот период ребенок мыслит преимущественно образами. Поэтому, когда он о чем-то рассказывает другому собеседнику, он как бы мысленным взором представляет образ того, что хочет передать, и в речи лишь комментирует некоторые детали этого образа. Создается впечатление, будто он думает, что аналогичный образ представляет и собеседник, и коротких речевых реплик достаточно, чтобы тот понял, о чем идет речь. Такая особенность называется «эгоцентризмом» мышления и речи ребенка. Он еще не может в полной мере встать на позицию собеседника и согласовывать подробность своего рассказа со степенью осведомленности собеседника в отношении событий, о которых идет речь. Важно, чтобы ребенок смог почувствовать: сумел ли он объяснить то, что хотел, и понял ли его собеседник. В свою очередь, взрослый может помочь ему в этом, уточняющими вопросами давая понять, что предмет беседы ему интересен (это очень важно для ребенка!), и ему хочется услышать в подробностях то, что хотел сообщить ребенок. При этом расспросы должны носить естественный, не экзаменующий характер. Если, рассказывая, ребенок неправильно, аграмматично построил фразу или допустил ошибку в произношении, его можно поправить. Только делать это нужно не слишком часто на протяжении одной беседы, выбирая для этого наименее обидный для него способ: «Ты, наверное, хотел сказать…?»

Одним из трудных моментов в освоении ребенком повествовательной речи является необходимость связывать отдельные фрагменты рассказа логически и излагать их в соответствии с временной последовательностью описываемых событий. Эта трудность обусловлена незрелостью навыков программирования как речевых высказываний, так и мышления. Одним из приемов, помогающих развить подобные способности, является составление рассказов из серий картинок. При этом задачей ребенка является осмысление фрагментов события на отдельных картинках, объединения их в целую историю с учетом логической связи отдельных звеньев, представленных на картинках, входящих в серию. Чем больше картинок входит в серию, тем труднее задача. Одновременно ребенок должен понять, в какой последовательности развивались события в рассказе. Составляя по сложенной им серии картинок устный рассказ, он учится логически организовывать свое повествование и согласовывать его с изображенным на картинках.

Вышеперечисленные способности к связной речи могут затормозиться в своем развитии по разным причинам. Причин этих много, и они весьма разнообразны: эмоциональный дискомфорт в семье и отношениях между детьми и родителями, низкий культурный уровень семьи, отставание ребенка в психическом развитии, избирательные формы недоразвития речи, ранний детский аутизм, неврозы и др. Разобраться в этом, правильно оценить состояние речевых способностей ребенка и получить квалифицированную помощь вы сможете у логопатолога и логопеда.

Close