Логопатолог

Развитие диалога

Как уже было сказано выше, с самого начала развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер этой деятельности, то есть представляет собой диалог. Имеется много свидетельств, доказывающих, что активное участие родителей в этой ранней, еще элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно сильно стимулируют развитие его активной речи. В широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность понимать друг друга.

Ситуация естественного диалога возникает при желании что-то сообщить собеседнику. Поэтому, разговаривая с ребенком, родителям следует стараться показать свою искреннюю заинтересованность в беседе и вызвать ее у малыша. Нередко имеющие место односторонние расспросы взрослым ребенка, строго говоря, диалогом не являются. Коммуникация такого рода носит односторонний характер, и ее нельзя считать полноценным общением. Как известно, наиболее надежный способ вызвать интерес у собеседника — это разговор на интересующую и понятную ему тему. Поэтому беседа не должна содержать слишком много новой информации и незнакомой лексики. В подобной ситуации речевая активность ребенка подавляется.

Для понимания того, в чем нуждается ребенок для полноценного развития связной речи, важно вспомнить, какое место занимают в его речевом развитии образцы, задаваемые взрослыми. Большинству детей свойственна склонность к имитации и подражанию. Речевые обороты, которые взрослые часто повторяют, или, как их еще называют, «речевые клише», включаются в речь ребенка и занимают в ней довольно большое, но неодинаковое у разных детей место. Часть детей склонны, подражая взрослым, включать в собственную речь услышанные словосочетания, фразы, понимая их лишь частично. Безусловно, подобный способ освоения родного языка естествен и правомерен. Однако при чрезмерном и раннем усердии взрослых в воспитании у маленького ребенка грамматически правильной речи возникает риск сформировать слишком шаблонную по стилистике речь, которая не способствует созреванию «языковой личности» ребенка, унифицирует ее. Немало детей предпочитают идти своим путем и весьма преуспевают в этом при условии адекватного отношения к этому взрослых и прежде всего, конечно, родителей. Именно тогда речь детей восхищает нас своей самобытностью и выразительностью. Поощрение подобного способа освоения родного языка предполагает создание условий для общения на основе партнерских, равноправных взаимоотношений между взрослым и ребенком в ситуации диалога. Это означает, что взрослый готов выслушать и понять точку зрения ребенка (независимо от его возраста), а отвечая, подстроиться к его уровню понимания. При этом тема беседы становится предметом совместного обсуждения. Это принципиально отличается от ситуации разъяснения (или повествования) со стороны взрослого и слушания-усвоения-запоминаиия — со стороны ребенка. Разница заключается в том, что в первом случае ребенок является активным участником речевого общения и учится не только правильно строить фразы,
но и самостоятельно организовывать процесс беседы в удобной для обоих собеседников форме. Собственные мысли и свой, индивидуальный способ их изложения должны приветствоваться взрослым, даже если это выглядит в его глазах «детским лепетом». Именно тогда возникает в полном смысле слова диалог, создаются условия для его дальнейшего развития и совершенствования.

Close