Детский комбустиолог

Причины ожогов у детей

Анализ обстоятельств и причин ожоговой травмы свидетельствует о том, что родители часто не знают этих анатомо-физиологических особенностей растущего организма, не соблюдая при этом элементарных правил ухода за детьми. Неумение или нежелание взрослых приучить детей к дисциплине, соблюдению определенных норм поведения и правил личной безопасности являются причинами возникновения бытовых травм у детей. Для каждого из возрастных периодов характерны свои обстоятельства бытовых травм и ожогов.

Чаще всего дети получают ожоги дома.

В детстве существует несколько критических этапов развития ребенка, во время которых дети наиболее часто подвергаются ожоговой травме.

Первый период — грудной возраст — от рождения до одного года. Этот возраст — бесстрастие. Ребенок впервые входит в активный контакт с окружающей средой: начинает ползать, брать предметы руками, тянуть их в рот. При этом он может взять конец включенного оголенного провода или прислониться к горячему предмету, выбить из рук матери чашку с кофе, сдернуть со стола скатерть с тарелкой, полной горячего супа, и т. д. К 8—9 месяцам ребенок начинает активно передвигаться, поэтому спектр источников получения травмы становится еще большим. Родителям в этот период следует быть предельно внимательными, создать ребенку комфортабельные условия для бурной жизнедеятельности.

Грудные дети получают травмы от ожогов в результате воздействия горячих пищи и воды. Шестимесячному ребенку достаточно небольшого объема жидкости, чтобы получить обширный, а иногда и глубокий ожог.

Второй по частоте причиной ожогов в этом возрасте является соприкосновение ребенка с горячими предметами. В ряде случаев ребенок становится жертвой неосторожности взрослого человека. Родители случайно опрокидывают на ребенка горячую жидкость. Иногда родители используют слишком горячую воду во время купания, что приводит к обширным термическим ожогам. Особенно опасно оставлять нагревательные приборы с открытой спиралью у кровати ребенка. При взаимодействии с раскаленной спиралью постельных принадлежностей может возникнуть пожар.

Второй период — предшкольный или ясельный возраст — от 1 года до 3 лет. У ребенка появляется потребность активно двигаться, знакомиться с окружающими предметами. В умственном развитии особую роль играет стремление к самостоятельности. К двум годам у детей уже хорошо развита речь и налажен коммуникативный механизм общения. В этот период родители должны приучать ребенка к выполнению элементарных правил поведения.
Третий период — дошкольный — от 3 до 7 лет. На данном этапе ребенок развивается интеллектуально, он становится более самостоятельным, его поведение организованнее и осмысленней.

Центральной деятельностью дошкольника является игра. Однако, несмотря на большие изменения в психофизическом развитии, ребенку присущи быстрая утомляемость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость. В этом возрасте ребенок еще не отвечает за свои поступки и должен находиться под постоянным присмотром родителей. В предшкольном возрасте ожоги становятся одним из наиболее частых видов поражения и встречаются в 4 раза чаще, чем у грудных детей, и в 5 раз чаще, чем у подростков.

Самой частой причиной травм является взаимодействие кожного покрова ребенка с горячими жидкостями. Нередки случаи, когда ребенок опрокидывает на себя чайник, получает ожоги от столкновения со взрослыми, несущими горячую пищу, падает в сосуды с горячей водой, стоящие без присмотра на кухне или в ванной. Количество контактных ожогов от соприкосновения с горячими предметами в этом возрасте также увеличивается. Источником их являются нагретые утюги, дверцы духовок, неостывшие части газовых горелок.

У детей старшей ясельной группы часто наблюдаются глубокие ожоги пальцев рук и ладоней от действий электрического тока низкого напряжения: во время игры дети случайно могут коснуться руками неизолированной электропроводки и неисправных розеток.

Четвертый период — школьный возраст — с 7 до 16 лет, который условно можно разделить на три части:

-младший школьный возраст — с 7 до 11 лет;
-средний школьный возраст — с 11 до 14 лет;
-старший школьный возраст — с 14 до 16 лет.

Младшие школьники любопытны и впечатлительны, однако при этом недостаточно организованны. Для них характерны возбудимость, эмоциональность, импульсивность. Внимание неустойчивое, поэтому они нередко совершают неожиданные поступки: сначала делают, а потом думают. Так, ребенок может баловаться с огнем, поджигая окружающие предметы, или экспериментирует, вставляет металлические предметы в отверстие штепсельной розетки.

С 11—12 лет дети могут более ответственно выполнять задания, овладевают школьной программой, активно помогают по хозяйству. Вместе с тем, подростки склонны к экспериментальному изучению окружающего мира и действуют без учета своих реальных возможностей, порой нарушая допустимую границу. Подросткам свойствен авантюризм: игры и эксперименты с различными легко воспламеняющимися взрывчатыми веществами, что нередко приводит к тяжелым последствиям. Поэтому необходим постоянный контроль за досугом детей со стороны родителей.

За последнее время особенно участились ожоги паровыми ингаляциями, полученные во время домашнего лечения простудных заболеваний. В результате одного неловкого движения ребенка сосуд, наполненный горячими лечебными растворами, опрокидывается, и ребенок получает обширный по площади ожог.

Любознательность толкает детей малолетнего и среднего школьного возраста на опыты со спичками и огнем. Количество ожогов, вызванных пламенем, в этом возрасте увеличивается. У мальчиков младшего школьного возраста могут возникать ожоги расплавленным битумом, смолой, асфальтом, а также легко воспламеняющими веществами. Повышенный интерес к аварийным ситуациям является причиной попадания в промывы теплоцентралей, что нередко служит причиной получения обширных глубоких ожогов.

Правильный педагогический подход, в основе которого лежит чуткое и уважительное отношение к ребенку, повысит у него чувство ответственности, разовьет творческую инициативу и стремление к самостоятельности. В старшем школьном возрасте окончательно стабилизируются психологические процессы и свойства личности человека.

Особенно страшны последствия высоковольтных ожогов, которые могут стать причиной инвалидности или даже смерти ребенка. Ожоги токами высокого напряжения характерны для мальчиков, проявляющих повышенный интерес к электричеству. Анализ времени происшествий показывает, что наибольшее количество ожогов у детей происходит вечером — в 20—21 час.

Close