Детский психотерапевт

Период раннего детства

Наиболее благоприятные условия для психического развития личности малышей — это ситуации, при которых рождение запланировано и желанно, а отношения их родителей стабильны и характеризуются любовью и уважением. Вряд ли у кого-нибудь это вызовет сомнения. Разумеется, дети, рожденные в других условиях, совсем не обязательно обречены иметь нервно-психические расстройства. Семья, семейные отношения, особенности воспитания — важнейшие, но далеко не единственные факторы, влияющие на становление психики и личности ребенка. Ребенок, родившийся в конфликтной или неполной семье, имеет немало шансов нормально развиваться и стать полноценной личностью. Только условия для этого будут менее благоприятные, а его родителям, близким, воспитателям и учителям придется затратить на воспитание такого ребенка значительно больше усилий.

И, наоборот, ребенок, родившийся в самой что ни на есть благоприятной семейной обстановке, под влиянием многих факторов может формироваться как личность с отклонениями. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо любить и уважать своих детей, выполнять два золотых правила.

-Требовать от ребенка только то, что он может. Для того чтобы выполнять это, необходимо хорошо изучить своего ребенка, его возможности и способности. Нельзя изнурять его развивающими дидактическими играми. Следует смирять свои амбиции, радоваться, если он своевременно овладевает новыми навыками и умениями, и настораживаться, если он опережает в развитии сверстников. Не переставать любить его, даже если он не оправдал надежд.
-Удовлетворять потребности ребенка. Для выполнения этого правила нужно быть очень внимательным к своему ребенку. Важно понимать, что ему нужно не только есть, пить, одеваться, быть чистым, учиться. Нужно помнить о жизненно важных потребностях ребенка в уважении, в признании его личностью, в ласке, в получении впечатлении, в играх и т. п.

Если вдруг в поведении ребенка, в его общении вам что-то непонятно, если семейные отношения зашли в тупик, своевременная и квалифицированная помощь психолога, психотерапевта или психиатра может очень пригодиться.

Еще сравнительно недавно считалось, что психиатру, а тем более психотерапевту имеет смысл показывать детей только после того, как им исполнилось 3 года. До этого, как многие считают и по сей день, и психики-то у ребенка нет. А если все же возникают явные нарушения развития, поведения малыша, то с ними успешно справятся педиатры и невропатологи. К сожалению, и сейчас еще можно встретить детского психиатра или психотерапевта, придерживающихся подробных взглядов и отказывающихся принимать маленького ребенка («Придете после трех лет!»). Это неверно. Уже более десяти лет у нас и еще раньше — за рубежом выделилась новая ветвь психотерапии и психиатрии, названная перинатальной. Обращение к перинатальному психологу, психотерапевту, к специалисту по так называемому раннему вмешательству поможет своевременно решить многие проблемы.

Детскому психиатру, психотерапевту довольно часто приходится встречаться на приеме с излишне амбициозными родителями, которые считают, что их ребенок отстает в развитии, хотя на самом деле этого нет. В то же время, незнание нормы и ранних проявлений общего психического недоразвития нередко приводит к тому, что родители не замечают (или не хотят замечать!) нарушений психического развития ребенка.

Ребенок может быть еще совсем мал, а нервно-психические расстройства у него уже проявляются. Чтобы заметить их, необходимо знать закономерности нервно-психического развития. В таблице, составленной А. В. Мазуриным и И. М. Воронцовым (2000), в левой колонке представлены действия, которые должен уметь совершать ребенок в определенном возрасте, в правой указан его возраст в месяцах. Если ребенок уже достиг этого возраста, а соответствующего действия не производит, то это должно насторожить родителей и быть поводом обращения к детскому психотерапевту или психиатру.

№ п/п Действие ребенка
Возраст в месяцах
1 Не следит глазами за отклонением луча фонарика вправо и влево 1
2 Не прислушивается к колокольчику, не следит за погремушкой 2
3 Не удерживает головку в вертикальном положении хотя бы 30 секунд 3
4 Не улыбается в ответ на разговор и улыбку 3
5 Не тянет руки к игрушке 4
6 Не поворачивается со спины на живот 5
7 Не просится на руки к матери 6
8 Не стучит кубиком или игрушкой по столу 7
9 Не стоит кратковременно при поддержке за руки 8
10 Не ползает вперед 9
11 Не сбрасывает игрушки со стола 10
12 Не стоит и не передвигается, держась за опору 11
13 Не реагирует на свое имя 11
14 Не делает шагов, держась за руки взрослого 12
15 Не подает взрослому игрушки 12
16 Не стоит самостоятельно,хотя бы 10 секунд 13
17 Не пользуется словами “мама” и “папа” 15
18 Не ходит свободно 16
19 Не повторяет за взрослыми слова 16
20 Не играет игрушками, мячиком, не строит башню из трех кубиков 18
21 Не пользуется шестью и более словами, не может показать части тела 20
22 Не умеет открывать кран, не моет самостоятельно руки 24
23 Не просит есть, используя слова 29
24 Не может самостоятельно спуститься по лестнице 30
25 Не выкладывает кубики в одну линию 32
26 Не ест сам аккуратно суп ложкой 33
27 Не называет себя “я”, не просится на горшок 34
28 Не может стоять на одной ноге без поддержки 36
29 Не знает своего имени и фамилии 37

У детей в возрасте от 0 до 3 лет центральная нервная система еще недостаточно дифференцирована. Вот почему на разные вредности он реагирует одинаково общим возбуждением, движениями, нарушениями пищеварительного тракта, сна и т. п.

Говоря о малышах, врачи часто пользуются термином «психомоторное развитие», подчеркивая этим тесную связь между становлением психических функций и движениями у маленького ребенка. Нередко признаками нервно-психических расстройств могут служить монотонный плач, расстройства сна, пищеварения.

Важным показателем психического здоровья ребенка являются особенности его взаимодействия с другими людьми. Если малыш не стремится к общению, слабо реагирует на «заигрывания» с ним, совсем не просится к матери и к другим близким на руки, а при попытке взять его пассивен, как мягкая игрушка, родители должны показать его специалисту.

Еще в возрасте до года ребенок умеет определять такое расстояние до матери, на котором он способен дать ей знак о своих потребностях хныканьем и получить помощь, то есть расстояние, на котором он находится в состоянии относительной безопасности.

Если мать оказывается или кажется ребенку недоступной, активизируется деятельность малыша, направленная на восстановление близости. Страх потерять мать может вызывать панику. Если потребность в близости часто не удовлетворяется, то и в присутствии матери ребенок перестает чувствовать себя в безопасности. Только при развитом чувстве безопасности ребенок постепенно увеличивает расстояние, на которое спокойно отпускает мать.

Английский психолог Мэри Эйпсфорт (М. Ainsworth) провела интересный эксперимент, позволивший выделить типы общения ребенка младшего возраста с матерью. Начав свою работу в Англии, она затем вместе с мужем переехала в Африку, где он получил работу. Продолжив работу на новом месте, М. Эйнсфорт была поражена тем, что исследования английских и африканских детей и их мам дали одинаковый результат. В России при проведении подобных исследований были получены аналогичные данные. Было установлено, что взаимоотношения матери и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем. Благоприятно на развитие ребенка влияют матери, движения которых совпадают с движениями младенца во время общения с ним, эмоции ярко выражены, контакты с ребенком разнообразны. Общение же детей с матерями холодными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами»), напротив, не способствует развитию психических функций ребенка. То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.

Экспериментальным путем М. Эйнсфорт удалось выделить три типа поведения детей, формирующихся под влиянием общения с матерью.

Тип А. Избегающая привязанность — встречается примерно в 21,5 процентах случаев. Характеризуется тем, что на уход из комнаты матери, а затем на  ее возвращение ребенок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идет на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать.

Тип В. Безопасная привязанность — встречается чаще других (66 процентов). Характеризуется тем, что в присутствии матери ребенок чувствует себя комфортно. Если она уходит, ребенок начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении матери ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свои занятия.

Тип С. Амбивалентная привязанность — встречается примерно в 12,5 процентах случаев. Даже в присутствии матери ребенок остается тревожным. При ее уходе тревога возрастает. Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берет его на руки, он вырывается.

Позднее был выделен четвертый тип привязанности.

Тип Т. Дезорганизованная привязанность. Дети этой группы боятся матери, их реакции на изменения в процессе взаимодействия непонятны.

Безопасный тип (В) взаимодействия матери с ребенком свидетельствует о его правильном воспитании и нормальном психическом развитии. Типы А, С и D относятся к небезопасным, являются неблагоприятным фоном для психического развития ребенка, могут провоцировать возникновение нервно-психических расстройств. При выявлении подобных типов взаимодействия рекомендуется обратиться за советом к детскому психологу или психотерапевту.

Работы М. Эйнсфорт поставили под сомнение используемые ранее рекомендации матерям «не приучать детей к рукам», так как это якобы тормозит их исследовательскую деятельность.

Уже до трех лет у ребенка могут быть выявлены отклонения, дающие возможность поставить диагноз нервно-психического расстройства. Родители должны знать их признаки.

Close