Логопатолог

Освоение письменной речи

Проблемы развития речи у детей, однако, не исчерпываются тем, что было сказано выше. Существует еще так называемая «письменная речь», то есть навыки письма и чтения, с помощью которых ребенок учится грамотно излагать свои мысли на бумаге, в письменной форме и полноценно понимать письменные сообщения, тексты, передающие мысли и чувства других людей. Ребенок начинает осваивать эти непростые навыки в среднем в 6-7 лет. Однако в последние годы среди родителей наметилась тенденция начинать обучение чтению (а иногда и письму) с 5,4 и даже с 2 лет. Если это делается без учета готовности ребенка к усвоению таких навыков^ него возникает много проблем, значительных затруднений, проявляющихся в дефектном, неполноценномусвоении навыков и формировании стойкого отвращения к чтению и письму. Такой печальный исход может произойти с еще большей вероятностью, если раннее обучение ведется человеком без должной профессиональной подготовки.

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь письму и чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности. Он должен усвоить новую и довольно сложную систему графических символов — букв, обозначающих звуки речи. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами, и содержание (смысл), передаваемый словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают в смысловом отношении. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки. Он должен знать многочисленные правила обозначения звуков буквами и «озвучивания» буквосочетаний (в том числе правила и навыки слогослияния).

Однако и это не самое сложное и не самое важное. Научившись элементарным техническим навыкам чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении: он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Сложность этого связана с тем, что письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличающимся от правил организации устных высказываний. То, как ребенок привык выражать свои мысли в разговорной речи, и как это делают взрослые, общаясь с ним, резко отличается от «книжного языка». В повседневном общении используются преимущественно диалогические формы речи: вопросы, ответы, обмен репликами. Немалую опору в понимании устной речи для детей дошкольного возраста представляет событийный контекст, то есть конкретные (предметные или действенные) моменты ситуации, в которой происходит разговор, интонация говорящего, выражение его лица, жестикуляция и др. Все эти опоры отсутствуют в письменных текстах, носящих в большинстве случаев характер монолога. Поняв значения прочитанных слов, ребенок должен затем обобщить их, заново интерпретировать значения слов с учетом речевого контекста. Например, значение слова «упал» в словосочетаниях «упал духом» и «упал в лужу» резко различно. После этого ему предстоит реконструировать значение целого текста или фрагмента текста так, чтобы в голове возник отчетливый образ того, о чем повествуется в книге. Следует учитывать и тот факт, что дошкольник мыслит преимущественно образами, которые и несут для него основное смысловое и эмоциональное содержание. Поэтому, если в процессе чтения не происходит полноценного перевода с письменного языка на образный, чтение не доставляет ребенку удовольствия и весьма мало способствует приобретению новых знаний и умственному развитию.

Полноценное освоение всех вышеперечисленных навыков предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Иначе говоря, должно наступить состояние готовности к усвоению грамоты и письменного языка. Этот важный момент нередко упускают родители, стремящиеся научить ребенка читать как можно раньше. Нередко, даже в случаях неполной готовности к овладению чтением удается тем или иным способом научить ребенка техническим навыкам чтения, то есть «говорению по буквам». Полноценного же понимания прочитанного может не наступить. В результате ребенок, демонстрирующий формально неплохие показатели скорости и техники чтения, понимает прочитанное весьма поверхностно. Чтение остается для него неработающим, чисто учебным навыком.

Чтобы избежать подобной дисгармонии при освоении чтения, привить любовь к этому занятию, с самого начала обучения необходимо достаточное внимание уделять развитию полноценного понимания прочитанного. Удобным для этих целей приемом является соотнесение прочитанного текста или его фрагмента с соответствующей ему по содержанию картинкой.

Существует определенная категория детей, испытывающих стойкие трудности в овладении письмом и чтением даже с 7 лет. Это дети, страдающие дислексией или дисграфией. Предупреждение и исправление таких расстройств тоже относятся к компетенции логопатолога и логопеда.

Close