Суббота, 20 Январь 2018

Подготовительный, доречевой этап развития, 2—4-й месяцы в жизни ребенка

Уже в 2-3 месяца младенец очень бурно реагирует на вид склоненной к нему головы папы или мамы, на звук их голоса. Более всего его внимание приковывают глаза и губы говорящего. Это обычно вызывает бурную радость младенца: он активно гулит, размахивает ручками и ножками. Специалисты называют это «комплексом оживления». В этот период, по наблюдениям ученых, отчетливо проступают потребность и способность ребенка к «диалогу» с матерью или другим, заменяющим ее очень близким человеком. Проявляется это в том, что малыш прислушивается к голосу матери, ее речи, обращенной к нему. Затем, когда она замолкает, начинает гулить, а потом вновь замолкает, делая некоторую паузу, во время которой мать, в свою очередь, снова обращается к ребенку. Такие циклы могут повторяться несколько раз с определенной регулярностью и весьма напоминают диалог с периодической сменой говорящих партнеров. В этот и следующий период речь матери имеет особый характер, резко отличающийся от ее обычной манеры разговаривать. Она говорит с несколько утрированной интонацией, очень выразительно, голосом, окрашенным радостью, любовью. Такой диалог сопровождается еще и обменом взглядами. При этом мать смотрит на ребенка примерно в десять раз дольше, чем это делают, например, взрослые, разговаривая друг с другом.

Отсутствие у трехмесячного малыша «комплекса оживления», ответных мимических знаков или гуления, его безучастность к обращениям матери — признаки, означающие наличие некоторого своеобразия в его развитии. Если вы заметили это и не видите заметного прогресса на протяжении нескольких месяцев — посоветуйтесь со специалистом.

Надо сказать, что развитие речи и общения на первом году жизни зависят не только от состояния центральной нервной системы, головного мозга, но и от окружающей психологической обстановки, характера социальных и эмоциональных отношений между родителями и младенцем. Да, да, не удивляйтесь! Уже в столь раннем возрасте можно говорить об установлении определенных взаимоотношений между младенцем и его родителями. Психологи и лингвисты доказали, что чем мать чувствительнее, восприимчивее, чем более чутко реагирует она на звуки, которые издает младенец, на особенности его поведения, мимики, тем активнее развивается у него речь. Это способствует и формированию у него устойчивого чувства безопасности, уверенности в том, что родители понимают его и любят. Такая мать постоянно готова к диалогу с малышом, живо откликается репликами или взглядами, понимающей улыбкой на его гукание, гуление, лепет либо действия. В противном случае ребенок не получает адекватного подкрепления своим попыткам наладить контакт, сообщить что-то важное для него. Это приводит к снижению его активности, общительности, любознательности. Речь у таких детей может запаздывать в своем развитии. Но еще тревожнее то, что при таких отношениях малыш теряет уверенность в том, что он надежно защищен, любим, интересен и нужен своим родителям. Это порождает чувство тревоги, делает ребенка более боязливым, капризным или замкнутым, пассивным.