Суббота, 20 Январь 2018

Развитие речевых навыков, 1,5—3 года

Наиболее активно речь ребенка развивается в возрасте от 1,5 до 3 лет. Психологи называют этот период сенситивным, то есть чувствительным для речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за развитие речи, наиболее восприимчивы к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи.

В конце первого, на втором и третьем годах жизни ребенок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст: привычную ситуацию, окружение, знакомые и совершаемые совместно со взрослым действия, интонацию и мимику взрослого собеседника. Поэтому, желая активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, вы должны разговаривать с ним, сочетая это с совместными действиями, игрой.

Развитие связной речи в первые годы жизни ребенка происходит в двух основных аспектах: совершенствуются способности к пониманию устных развернутых высказываний и растут возможности передачи собственных мыслей в речевой форме. Умение слушать и понимать услышанное формируется не только в раннем и дошкольном возрасте, но и в школьные годы. На 2-4-м году жизни ребенок понимает речь неполно, фрагментарно. Значительно лучше он понимает сказанное, если это происходит в связи со знакомыми, повторяющимися действиями или ситуациями. Много информации в этом возрасте дети извлекают из интонации, мимики, жестикуляции и неречевого контекста. Кроме того, иллюзия полного понимания детьми речевых высказываний взрослых возникает благодаря информационной избыточности речи. Даже не зная точных значений некоторых слов, об общем смысле сказанного можно догадаться, поняв лишь часть фразы. Например, если ребенку трех лет за обедом скажут «Доедай гарнир!», он наверняка поймет, что надо делать: в тарелке осталось пюре или макароны, и именно это нужно доесть. При этом значения самого слова «гарнир» он, скорее всего, и не знает.

Таким образом, очевидно, что в этот период жизни у ребенка нужно формировать способность более полно понимать речь взрослых без опоры на наглядность или догадку. Эта облегчит ему и понимание книг, которые взрослые будут читать вслух. Трудность понимания книжных текстов заключается в том, что по стилю это речь письменная, а не разговорно-бытовая. Поэтому, читая книги своим детям, старайтесь убедиться в том, что текст ими понят полностью. В этом могут помочь и дополнительные комментарии «от себя», сопровождающие чтение текста. Отсутствие у ребенка интереса к слушанию чтения книг является верным признаком того, что он плохо понимает текст. В таких случаях лучше ограничиться упрощенным его пересказом.

Осваивая многочисленные и сложные правила родного языка, на основе которых ребенок выражает мысли в словесной форме, он закономерно и абсолютно правомерно допускает ошибки как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз.

Вот несколько примеров таких ошибок, взятых из книги « От двух до трех. Дневниковые записи».
Маленький Дима (2 года 6 месяцев) после просмотра мультфильма говорит: «Ляхотювонтумаму». Мама спрашивает: «А как же я, сынок?» — «Атинетакаля… Ни ф атьках (очках)».

Дима (2 года 7 месяцев): «Сюда хатю забиляться. Мама, забили меня (то есть подсади наверх)». Он же в другой ситуации: «Мам, сати (смотри), пальтики у маля липнули».