Вторник, 16 Январь 2018

Педагогические принципы Монтессори

При описании своих педагогических опытов, наблюдений и открытий, «метода научной педагогики» Монтессори сформулировала оригинальные принципы воспитания и взгляды на развитие человеческой личности, составляющие неотъемлемую часть Монтессори-педагогической системы. Философские взгляды Марии Монтессори отличаются гуманистической направленностью, в центре ее внимания — ребенок, которого Монтессори называет «строителем собственной личности», и потребности его развития. Необходимо подчеркнуть, что данная позиция — не следствие изначальной приверженности каким-либо теоретическим концепциям, а результат практической педагогической деятельности и плод длительного наблюдения за детьми врача-педагога Марии Монтессори.

В своих работах она, несмотря на научный способ обоснования теоретических выводов и практических рекомендаций, основанных на многократных и длительных экспериментах, отказывается от академического стиля изложения. Ее описание методики выразительно, образно, метафорично, обладает чрезвычайной силой убеждения. Вводимые ею понятия отличаются поэтической образностью, отражают тонкое чувствование ребенка.

К ключевым представлениям педагогики Марии Монтессори следует отнести такие, как понятия о «впитывающем разуме», «сенситивных периодах», «гуманистических тенденциях», «подготовленной среде», «свободе и дисциплине».

В книге «Креативный ребенок» Мария Монтессори пишет, что так же точно и чудесно, как совершается эмбриональное развитие каждого органа в целом организме, в маленьком ребенке осуществляется бессознательное духовное развитие, обладающее творческой силой. Автор называет это «впитывающим разумом». Подобно тому, как процессы физического роста происходят по внутренним закономерностям и при определенных условиях протекают наиболее благоприятно, в процессе «духовного созревания» необходима «духовная пища». «Впитывающий разум» ребенка созидает не при помощи волевого усилия, как это бывает у взрослых, его работа разделена во времени на периоды, которые природа отвела для приобретения ребенком определенных завоеваний.
Эти периоды Монтессори назвала «сенситивными». Монтессори писала, что в бессознательном ребенка совершенно отчетливо существуют другие психические функции, отличные от тех, которые проявляются в сознательном взрослого. Это различие Монтессори иллюстрирует при сравнении работы художника с работой фотоаппарата. Если мы хотим получить изображение предмета, пишет Монтессори, мы берем карандаши и краски или же фотографируем его. В последнем случае вне зависимости от того, сколько предметов — один или десять — на фотоснимке, изображение будет зафиксировано в доли секунды. Мы можем сфотографировать страницу из книги с родным или иностранным языком, для процесса фотографирования это не имеет значения. Фотографическое изображение запечатлевается на фотопленке, проявление и фиксация изображения происходят в темноте, и только потом фотографическая картина может быть рассмотрена на свету. Причем получаем мы ее в конце в неизмененном виде.
Так же происходит процесс бессознательного развития ребенка. «Выразительна диспропорция между активностью внутренней жизни и возможностью ее внешнего выражения… нет регулярного, линейного развития, оно осуществляется рывками, подобно взрыву». В соответствии со своим возрастным этапом развития ребенок может не располагать еще сознательными психическими формами, такими как осмысленность, воля, внимание. У него есть бессознательный «внутренний голод». Эта собственная внутренняя потребность делает возможным для ребенка обучение без сознательного напряжения. Лишь в силу того, что он просто живет, ребенок впитывает окружающий мир. Этой привилегированной духовной формой ребенок владеет в возрасте до 6 лет, причем в первые 3 года из них она представлена существенно сильнее. Она становится частью его личности. В этот временной период формируется базис личности ребенка и его интеллигентности на основе опыта взаимодействия с окружающей средой. Причем очень важно понять, что такое «впитывание» окружающего мира происходит бессознательно, не избирательно. Это значит, что впитывается как позитивное, так и негативное, неограниченно, без усилий. Взрослые чрезвычайно высоко ценят человеческое сознание, но за эту честь они платят дорогой ценой. Как только поведение человека становится осознанным, он должен расплачиваться за новые знания тяжелой работой и значительными усилиями. Ребенок же удивительным образом легко и просто «впитывает» из окружа ющего мира сложные произвольные движения, национальную культуру и родной язык.

В соответствии с этими теоретическими представлениями Монтессори предложила определенную воспитательную позицию для родителя и педагога, которую можно было бы назвать «активным наблюдением». Прежде всего родитель должен «не мешать» ребенку, бессознательно реализующему свой внутренний план развития. Взрослые не должны считать, что содержание духовной жизни ребенка определяется родительской волей и что из ребенка можно «лепить, как из воска». Монтессори сравнивала детей с садом, в котором растут разные растения. Садовник не в силах добиться, чтобы из ростка одного растения выросло что-то иное, так же, как невозможно влиять на скорость роста, вытягивая растение кверху.

В начале XIX века в педиатрической практике были закреплены завоевание теоретических наук, в частности гигиены. Появилось убеждение, что для гармоничного физического развития ребенка не следует стеснять его собственную активность, например, необходимо оставить практику тугого пеленания. Монтессори с юмором описывала мамок и нянек, которые в прошлые времена, заботясь о красоте ребенка, пытались «вытягивать» носики детей, чтобы сделать их прямее, или же «учили ходить» грудного ребенка, переставляя его ножки. Конечно, подобные усилия не имели успеха, они не оказывали влияния на физическое развитие ребенка. В соответствии с наследственной программой, представленной в его генотипе и при отсутствии неблагоприятных условий, ограничивающих развитие, ребенок будет расти и развивать физические возможности исключительно своим собственным путем. Необходимым условием при этом является предоставление в познании окружающего мира свободы движений. Всяческие приспособления, искусственным образом призванные ускорить развитие, такие, например, как ходунки или бегунки, для здорового ребенка вредны. Вредным является и всякое ограничение активности ребенка, например, манеж или же запрещение ползать, ходить и т. п. Предоставление свободы необходимо и для внутреннего, духовного развития человека. Педагог должен при этом занять особую позицию, с любовью и вниманием наблюдая проявления развития ребенка, его внутреннего роста, поощряя его активную деятельность и оказывая ему помощь, чтобы малыш мог справиться с поставленными им самим целями самостоятельно. По мнению Монтессори, ребенок как бы обращается с призывом ко взрослому: «Помоги мне это сделать самому!»

Монтессори считала также необходимым очень осторожно и взвешенно относиться к любым видам поощрения, исходящим от взрослых, особенно в оценочном виде. Похвала воспитателя иногда может даже унизить ребенка.

В Монтессори-группе детского сада, так же как и в Монтессори-школе, не принято ставить отметок — как положительных, так и отрицательных. По мнению Марии Монтессори, успех при самостоятельном достижении цели — лучшая награда для ребенка. Упражнения, выполняемые самостоятельно, являются мощным стимулом для продолжения исследовательской деятельности ребенка, способствуют формированию самоуважения и уверенности в своих силах.